ОТ АВТОРА
Для взрослых детей и детей-взрослых
Когда я была маленькой, мир был совсем другим. Все имело четкие цвета, а дети так долго оставались детьми, что некоторые так и не стали взрослыми. Белое было белым, и никто не сомневался в его белизне, но и черное было черным и не было желающих его «обелить».
В моем детстве людей делили на «плохих» и «хороших». Это казалось естественным, никому даже не приходило в голову, что это может быть не так. Мы все дружно учили стишок Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»:
Если ты
порвал подряд
Книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик
любит труд,
Тычет
в книжку
пальчик,
Про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.
Мы буквально так и думали, когда были маленькими. Время шло, и мы росли. Мир менялся, а с ним и наши убеждения. Оказалось, что если карапуз убежал от вороны, он совершенно необязательно трус, он, может быть, только ворон и боится. Случилось чудо: люди перестали вешать друг на друга ярлыки. «Тупой», «плохой», «умный», «больной» – эти злые слова из нашего детства заменили на «альтернативно одаренный», «другой», «солнечный». Как же здорово, что мы стали добрее и перестали «клеймить» людей!
Нам так понравилось быть добрыми, что мы решили на этом не останавливаться. Каждый захотел показаться добрее соседа. «Нет плохих людей, считаю я,» – говорит один. «Нет ничего плохого,» – желая быть еще лучше, заявляет второй. «Вообще нет добра и зла,» – утверждает третий. Мир заболел идеей всеобщего добра, и каждый начал искать ей подтверждение, где только можно. А мы ведь знаем, что если ищешь подтверждение, всегда найдешь его. Попробуйте сами: сначала найдите три цитаты великих людей в защиту любой, самой бредовой идеи, а потом найдите еще три – в опровержение. Люди столько всего сказали, а в интернете столько всего выложено – обещаю, что вы сами удивитесь результатам поиска.
Лет десять назад все заболели одной очень приятной болезнью: болезнью «всё прекрасно, всё хорошо» – эдакая атрофия совести: мы дружно стали придумывать омерзительным поступкам красивые названия и объяснения. И стало немодно спрашивать, что же человек сделал-то. Да и зачем спрашивать, если что бы он ни сделал – всё прекрасно. Эти названия и объяснения всегда непонятно и красиво звучат: «я не хотела травмировать его чувства», «да, с ним случаются приступы агрессии, но только когда кто-то вторгается в его внутренний мир, он такой хрупкий», «он совершенно особенный и не может жить по правилам, навязанным обществом». Я взрослая, но мне ничего не понятно из этих слов. Эти слова как будто придуманы, чтобы запутать и обмануть меня. Они так звучат, что начинаешь воображать себе благородные поступки этих людей и испытывать симпатию к ним. И мир становится прекрасен и полон любви, и нет зла….
Но СТОП! Папа в детстве учил меня судить людей не по тому, что они говорят или о них говорят, а только по тому, что они делают. Давайте-ка повнимательнее:
«Я разбила копилку младшего брата, забрала оттуда все деньги – ему ведь они совершенно не нужны, он еще маленький. Когда брат увидел ее, я не стала «травмировать его чувства» и сказала, что это фея – она забрала деньги, чтобы принести ему огромный подарок. Брат перестал плакать и теперь ждет фею. Я купила себе новую сумку. Родители так ничего и не узнали. Всем хорошо.»
«Вася пришел в садик и увидел, что Маша сидит на его любимом месте у окна. Он не стал разговаривать с Машей, зато когда все заснули, он взял ножницы и порезал ее одежду. Маша даже не поняла, кто это сделал. Но Витька предал Васю и все рассказал воспитательнице. Мама Васи сказала : «с ним случаются приступы агрессии, но только когда кто-то вторгается в его мир, он такой хрупкий». И не стала ругать Васю, ведь «вообще-то, он такой хороший мальчик.»
«Алина с детства была очень красивой, и ей это нравилось. Первая красавица в классе, она не знала конкуренции, пока в 5 классе не пришла новенькая. «Это всё из-за ее роскошных длинных волос,» – решила Алина и незаметно залила клей в косу сопернице. Косу пришлось обстричь. Когда Алину разоблачили, она расплакалась, извинилась и сказала, что больше никогда так не будет. Ее раскаянию не было конца, и она даже подарила новенькой сережки, которые, откровенно говоря, давно хотела выкинуть. Но домой Алина вошла гордой походкой. Она особенная, смогла все сделать по-своему, а общие правила для неудачников. Теперь она снова самая красивая девочка в классе, а победителей, как известно, не судят. «Главное, никому не говори, как все есть на самом деле, а то эти курицы тебя заклюют,» – подбодрила Алину мама.
Первые две истории я лично наблюдала, а третья случилась со мной.
Ну и как теперь все выглядит? Больше нет симпатии к девочке, которая «берегла чувства брата». А всего лишь стоило спросить: «а что случилось-то, кто кого берег и почему»?
Я решила написать сказки для своих детей потому, что удобный мир, в котором любому поступку находится оправдание, даже если его не может быть ….. ну просто потому, что не может быть никогда – не самое лучшее место для жизни. Это мир «сквозь розовые очки». И даже если такие есть у каждого, ничего по сути не меняется. Да, мы не вправе клеймить людей и судить их, но свои поступки мы обязаны оценивать ежеминутно.
Не нужно смешивать черное с белым и делать весь мир серым. Есть добро, и есть зло. Есть хорошие поступки и есть плохие. Я настаиваю, что это деление абсолютно необходимо – иначе создается иллюзия, что все равно как поступать. Мы забываем, что результаты «хорошего» и «плохого» поступка не одинаковы. Первый делает мир добрее, а второй – нет.
Стишок из моего детства, в котором так жестоко делили детей на «плохих» и «хороших», заканчивался очень правильно:
Мальчик
радостный пошел
И решила кроха
Буду
делать хорошо
И не буду –
плохо.
Есть разница. Она в том, что после…
Для взрослых взрослых
Я написала сказки для своих детей, чтобы поговорить с ними о добре и зле, любви и ненависти, предательстве и преданности. Мы живем в эпоху псевдо-толерантности, не имеющей ничего общего с толерантностью истинной. Мы заменили «любовь» на «хорошее отношение», «ненависть» на «отсутствие симпатии». «Верность» для нас – устаревшее слово из лексикона бабушек, которое не ясно, что обозначает, синоним фанатизма, что ли. «Предательство» – это вообще нечто, происходившее на далёкой войне, много-много лет назад. В этом суррогатном мире растут мои дети. Злодеев больше нет, они вышли из моды. Героев тоже нет – им не с чем сражаться. Раньше сражались со злом, но зло-то закончилось.
И все бы хорошо, вот только это все ложь. Я в это не верю.
А верю я в то, что:
- В каждом из нас есть и плохое и хорошее.
- Мы не имеем права делить других на плохих и хороших, в них тоже есть оба начала.
- Мир не такой, как кажется, и часто мы не знаем причин поступков других людей именно поэтому не имеем права их судить.. Но мы всегда видим результат этих поступков. И если в результате кому-то стало плохо, кто-то страдает и плачет – это плохо. Такой поступок – плохой. И даже если мы найдем оправдания такому поступку, он не станет хорошим. Он так и останется плохим поступком, пусть с оправданием. И боль этого другого, чужого, иногда даже незнакомого человека вернется волшебным образом и станет болью того, кто этот поступок совершил. Нет права у одного человека причинять страдания другому.
- Только от тебя зависит, какие поступки ты будешь совершать – хорошие или плохие. Это твой выбор. Ты можешь выбрать совершать плохие поступки. Но тогда говори себе честно: «я совершил плохой поступок». Не придумывай, почему он вдруг станет хорошим. Не станет.
- Зло не бывает красивым, вопреки болтовне. Красота есть только в добре.
И все мои сказки только об этом.